"Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев"

28 ноября 2019, 12:16

27 ноября в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений, мы выступили с докладом "Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев", цель которого была : вспомнить лучшие киноленты времен Великой Отечественной войны для дальнейшего использования их в мероприятиях, посвященных 75-летию Великой Победы.
Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни кинокартин, а также уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени.

Многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как "Радуга" Марка Донского, "В 6 часов вечера после войны" Ивана Пырьева, "Жди меня" Александра Столпера, "Два бойца" Леонида Лукова, и множество других фильмов..

Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днем и ночью, "в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах".

Отряд боевой кинохроники был самым ответственным. Документальная студия сразу же включилась в войну: было много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съемках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней.

На площади Киевского вокзала была студия "Союзкинохроника", где велось круглосуточное дежурство. Люди получали с фронта пленку, немедленно проявляли, немедленно монтировали. Все понимали, что это воюет кинематограф и таким образом поднимает дух людей, несмотря на то, что в первые годы войны это были очень трагические съемки.

"В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: "Пятая симфония" Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками", - писал в своих воспоминаниях режиссер.

Ценность этого фильма не столько художественная, сколько историческая. Фильм состоит полностью из кадров кинохроники за период октября 1941 по январь 1942 г. г. Периода Битвы за Москву — одного из переломных моментов, как в ходе Великой Отечественной войны, так и в общем ходе мировой истории. Битве, которая показала, что фашистская армия не непобедима, и что русские люди способны отстоять свою землю. Здесь и подготовка граждан к обороне столицы и запись добровольцев в дружины и на фронт, бои с фашистами, радость освобожденных от оккупации людей и следы зверств захватчиков, отступавших в бессильной злобе.

Фильм снят для повышения боевого духа граждан страны, находящейся в состоянии глобальной войны, но сейчас он является свидетельством того, какой подвиг совершили наши дедушки и бабушки, каких усилий они приложили для победы в той войне. И очень жаль, что лишь немногие знают о этой ленте сейчас. Фильм "Разгром немецких войск под Москвой" вышел и в американский прокат под названием "Москва наносит ответный удар". Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии "Оскар" за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.

Сегодня права на публичный показ этой легендарной киноленты вышли в общественное достояние, поэтому призываем педагогов и работников культуры использовать это фильм на своих мероприятиях, с учетом возрастных особенностей зрительской аудитории, посвященных 75- летию Великой Победы. Его можно найти на различных интернет –ресурсах, а также и в фильмофонде АУ РК «Комикино»